ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ


                                История вязания

Издавна, стараясь украсить свой дом, разнообразить быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства.
 Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство.

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.
 В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет.
 А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины
боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз - Золотой крючок - ему вручала лично Эсте Лаудер.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами.

Ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал - пряжу - можно использовать несколько раз и без особых потерь.
 Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения.
Действительно, в настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно.

Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.


Когда со временем вы уже будете быстро обращаться с крючком, схемы для вас станут чем-то обыденным и понятным, вы перестанете считаться новичков и возьметесь за вязание каких-нибудь больших вещей, например, кофточки для мамы.
 Нет лучшего подарка на день рождения, чем вещь, связанная крючком. Носить ее очень приятно, так как родители всегда смогут гордиться своей дочерью, которая сама освоила такое сложное рукоделие и одарила плодами своего труда, любимую маму или любимого папу.

Так вот для начинающих нужен в первую очередь подходящий инструментарий, в виде простого и удобного крючка и мотка не дешевых ниток.
Можно все делать поэтапно самостоятельно, но лучше, конечно же, если у вас есть знакомая, которая сможет показать на практике несколько простых вариантов обращения с крючком, несколько основных петель и приемов. Таким человеком вполне может стать ваша мама или бабушка, но не стоит забывать и о подружках, которые не прочь передать вам свои навыки и умения в области вязания крючком

.Если вы заинтересовались рукоделием, то вязание крючком для начинающих это то, что вас должно заинтересовать в первую очередь.

Почему именно крючок, а не спицы и от чего бы не заняться, например вышиванием крестом. Все очень просто – девушка должна научиться делать многое, чем более широкими навыками она обладает, тем легче ей будет во взрослой жизни. А необходимость умения владеть крючком считается первоочередной задачей.

И так, с чего же необходимо начать свое обучение? В первую очередь необходимо прочитать какую-нибудь вводную литературу, полистать некоторые профильные журналы и решить ваше ли это занятие, будет ли оно доставлять вам радость и наслаждение. Ведь если сам процесс не будет вызывать положительных эмоций, то кропотливая и сложная работа ни за что вам не поддастся, вы забросите рукоделие через несколько дней.

Если все же картинки в журналах разбудили у вас желание научиться вязать так же, то не спешите искать схемы.

 Вы должны теперь ознакомиться с некоторыми базовыми понятиями и основными моментами этого вида деятельности. Схемы это далеко не первая необходимость, сперва вы должны научиться выбирать и покупать нужный крючок и необходимую по качеству нитку.

Техника вязания крючком для начинающих обычно зависит от размера крючка, который вы купили, а сам крючок в свою очередь зависит от пряжи или нитки, которая будет составлять ваше изделие.
 Как только модель будет подобрана, необходимо отправиться в магазин пряжи и купить нужное количество ниток. Там же необходимо приобрести крючок для вязания, который был бы в два раза толще нитки.
Если вы вяжете что-то тонкое, ажурное, то вероятней всего вам достанется металлический крючок.
 Если хотите связать шарфик из толстой нити, то купите толстый деревянный крючок.


                       Основы вязания крючком


Как держать крючок

Самое важное в вязании - это научиться держать инструмент. Существует 2 способа как надо держать крючок.
 Как утверждают многие очевидцы, самым удачным способом является первый способ.
 Возьмите крючок за его "щечки" большим и указательным пальцем, как-будто вы держите нож.

   

Второй способ называется “Карандаш”.
Все гениальное - просто. Это означает, что вы должны держать его так, как держите ручку или карандаш: возьмите крючок за "щечки" двумя пальцами (большим и указательным) и положите его на средний палец.

Выберите для себя самый удобный способ. Главное - чтобы вы чувствовали комфорт при вязании.

                           Основные элементы


Основные элементы вязания крючком — это воздушная петля,
столбик без накида,
столбик с накидом.
 Другие элементы — их производные.
 Узоры вязания состоят из разных сочетаний воздушных петель и столбиков.

Как вязать первую петлю?

Первое, что нам надо научиться - это делать петлю. Петля - это начало любого вязания.
Возьмите конец нитки, перекиньте его через указательный палец левой руки и средним и безымянным пальцами слегка прижмите обе нитки к ладони.

 

Обратите внимание, как ложиться нитка на пальце и как прижимаются обе нитки большим пальцем. Именно так и надо держать нить при начале вязания. В правую руку возьмите крючок, например, как берут карандаш или перо - между большим и средним пальцами, а указательным придерживайте его сверху. Крючком подденьте нитку на указательном пальце левой руки и сделайте полный оборот влево, придерживая петлю под крючком большим пальцем.
На крючке должна получиться перекрученная нить.


Не спуская нити с крючка, ещё раз подхватите нитку крючком слева направо (нитку в вязании крючком так подхватывают всегда) на указательном пальце левой руки, протяните её через образовавшуюся петлю и затяните.



Получилась первая петля на крючке.
Первая петля всегда служит началом вязания. Она должна свободно лежать на крючке, чтобы вторая петля могла легко через неё пройти.



Далее оставьте нитку лежать, как и в начале, на указательном пальце левой руки.
Сделанную петлю придержите большим и указательным пальцами, а свободную нитку от клубка - третьим и четвёртым пальцами той же руки.

                           Воздушные петли.

 Продолжая вязать петлю за петлёй, вы делаете воздушные петли, которые и являются основой любого вязания - косичкой.

Косичку делают различной длины, в зависимости от намеченной работы.


Соединительная петля или полустолбик


Связав цепоч­ку, крючок вводят в 3-ю петлю цепочки, считая от петли, нахо­дящейся на крючке, и, поддев рабочую нитку (сделав накид на крючок), протаскивают ее через петлю цепочки и петлю, которая
находится на крючке.

Получают полустолбик. Далее крючок последова­тельно вводят в каждую следующую петлю цепочки и прота­скивают рабочую нитку через петлю цепочки и петлю, находя­щуюся на крючке. Источник

Столбик без накида

Крючок вводят в 3-ю петлю цепочки, накидывают на него рабочую нитку и протаскивают ее через петлю цепочки. Снова накидывают рабочую нитку на крючок и протаскивают ее через обе петли, находящиеся на крючке. Второй столбик выполняют на следующей петле цепочки


Столбик без накида с одной воздушной петлей. Вывязав цепочку, крючок вводят в 3-ю петлю, считая от крючка, накидыва­ют на него рабочую нитку и протаскивают ее через петлю цепочки. Снова накидывают рабочую нитку и протаскивают ее через одну (1-ю), только что образовавшуюся петлю на крючке. Еще раз накинув на крючок рабочую нитку, протаскивают ее через обе петли, находящиеся на крючке. Второй столбик делают на следующей петле цепочки.


Полустолбик с накидом или прочный столбик

Вывязав последнюю петлю цепочки, накидывают рабочую нитку и оставляют ее на крючке (накид). За­тем вводят крючок в З-ю петлю цепочки, накидывают нитку и протаскивают ее через петлю цепочки. Снова накидывают рабочую нитку и протаскивают ее через 2 петли и накид, находящиеся на крючке.
Для получения 2-го столбика снова делают накид на крючок, вводят его в следую­щую петлю цепочки, протаски­вают через нее петлю из рабочей нитки и провязывают петли и накид так же, как при вывязы­вании 1-го столбика.
                        
Столбик с накидом

Крючок с последней петлей цепочки и накидом вводят в 4-ю петлю
це­почки, считая от крючка, и про­таскивают через неё петлю из рабочей
нитки. Петли и накид, находящиеся на крючке, провя­зывают так: накинув
рабочую нитку на крючок, протаскивают ее через петлю и накид. Затем,
поддев рабочую нитку, протаскивают ее через 2 петли на крючке. Вто­рой
столбик вяжут на сле­дующей петле цепочки.
                              

Накид — это накидывание нити на крючок после того, как на нем уже имеется петля. Каждый накид после провязывания образует петлю. На крючок можно делать несколько накидов для получения столбиков разной высоты. Один накид удлиняет столбик на одну петлю, два — на 2 петли и т. д.





Освоив необходимый набор элементов вязания крючком, можно приступать к вязанию самого изделия. Самый простой способ вязания, это вязание по описанию. Существует два вида описания процесса вязания изделия:

• первый, полностью на словах описывающий весь процесс вязания;
• второй, в котором словесное описание сопровождается схемой.
Вначале описания обычно приводят сокращённые обозначения, используемые в тексте, и расшифровки их. Необходимо знать несколько правил, без которых как бы правильно вы не прочли схему, вы не свяжете по ней изделие:

• направление вязания первого ряда справа налево;
• переход на следующий ряд на схемах обозначается петлёй перехода, как правило, воздушной петлёй, количество воздушных петель перехода зависит от вида столбика, который вы вяжете;
• если вы запутались, где начало, а где конец ряда, внимательно посмотрите на одну сторону ряда и на другую, та, на конце которой вместо столбиков по рисунку изображена воздушная петля, будет являться концом ряда;
• в сложных узорах часто рисуют стрелками направление вязания и выделяют цветом каждый ряд;
• в вязании существует понятие раппот. Раппот служит для обозначения повторяющихся фрагментов узора. Причём фрагменты могут повторяться как в ширину, так и в высоту. На схемах, и в словесных описаниях этот повторяющийся фрагмент узора заключают в звёздочки «*», а на схемах дополнительно проводят стрелочки или чёрточки к петлям, от которых начинается раппот и которым он заканчивается. Повторять раппот необходимо столько раз, столько указано в описании, или согласно произведённым расчётам.
• для определения количества воздушных петель, которые необходимо провязать в начальном ряду, провязываем цепочку из воздушных петель, длинной сантиметров десять и вычисляем, сколько петель у нас ушло на неё. Рассчитываем нужно количество петель в зависимости от ширины изделия.

Что требуется для лёгкого прочтения схемы:

1. знание условных обозначений, используемых в схемах;
2. определение начала вязания;
3. чёткое различие рядов, где первый, где второй.
Рассмотрим вязание по схеме на примере данной схемы рис. а.

Обращаем внимание, что на схеме нарисованы звёздочки, обозначающие раппот в данном узоре. Звёздочки в горизонтальном ряду, говорят о том, что раппот будет повторяться в ширину. Считаем количество воздушных петель между звёздочками: на этой схеме их девятнадцать. Делаем корректировку расчета полученных петель с тем, чтобы они делились на девятнадцать. Теперь всё готово, чтобы начать вязание.
1. Перед вязанием ознакомимся с условными обозначениями:


Воздушная петля;

Столбик без накида;

Столбик с одним накидом.

Убедившись, что мы знаем, как вязать все перечисленные петли, переходим к следующему шагу.

Нижний ряд.

1. На данной схеме нижний ряд провязанн воздушными петлями. Значит этот ряд начальный. На данной схеме ряды не обозначены цифрами, значит, будем ориентироваться в направлении вязания воздушными петлями расположенными на концах ряда.
2. Связав цепочку нужной длины, переходим на следующий ряд. Переход на следующий ряд осуществляем, провязав одну воздушную петлю.

Второй ряд.
•шесть столбиков без накида, каждый в свою воздушную петлю основания;
•цепочка из пяти воздушных петель;
начинается раппот:

* провязываем пять столбиков с одним накидом в одну петлю, четвёртую по счету от воздушной петли, в которую провязали последний столбик без накида.
* цепочка из пяти воздушных петель;
* двенадцать столбиков без накида. Первый столбик без накида вяжется в четвёртую воздушную петлю от той, в которую мы провязали чешуйку из пяти столбиков с накидом.
* пять воздушных петель, над тремя воздушными петлями основания.
Раппот закончен. Чтобы связать нужное количество раппотов, продолжаем делать шаги последовательно от первой * до последней *. Связав необходимое количество раппотов, переходим к завершению ряда, продолжая вязать по схеме:

•чешуйка из пяти столбиков в одну петлю;
•цепочка из пяти воздушных петель;
•шесть столбиков без накида, каждый в свою воздушную петлю основания.

В конце второго ряда видим одну воздушную петлю — это петля подъёма на следующий ряд.

Третий ряд.

•пять столбиков без накида. Каждый столбик вяжем в вершину столбика предыдущего ряда.
•пять воздушных петель;
•два столбика с одним накидом, каждый столбик в основание столбика с накидом предыдущего ряда;
•рогатка из двух столбиков и пяти воздушных петель (столбик с одним накидом, пять воздушных петель и еще один столбик с накидом). Провязываем в вершину третьего столбика с накидом.
•два столбика с одним накидом, каждый столбик в основание оставшихся столбиков с накидом предыдущего ряда;

начинается раппот:

* пять воздушных петель;
* десять столбиков без накида, первый из них начинаем вязать над вторым столбиком без накида, пропустив первый;
* пять воздушных петель;
* два столбика с одним накидом, каждый столбик в основание столбика с накидом предыдущего ряда;
* рогатка из двух столбиков и пяти воздушных петель (столбик с одним накидом, пять воздушных петель и еще один столбик с накидом). Провязываем в вершину третьего столбика с накидом.
* два столбика с одним накидом, каждый столбик в основание оставшихся столбиков с накидом предыдущего ряда;

Раппот закончен. Завершение ряда:

•пять воздушных петель;
•пять столбиков без накида, вязать первый столбик без накида начинаем над вторым столбиком без накида предыдущего ряда, пропустив первый. Каждый столбик вяжем в вершину столбика предыдущего ряда.

В конце ряда вновь вяжем одну воздушную петлю подъёма. Переходим к следующему, четвертому ряду.

Четвертый ряд

•четыре столбика без накида;
•пять воздушных петель;

Начинается раппот

* три столбика с одним накидом, каждый столбик в основание столбика с накидом предыдущего ряда;
* арочка из пяти воздушных петель;
* столбик без накида, провязать его можно двумя способами: первый, самый простой, вводя крючок под арочку из пяти воздушных петель, предыдущего ряда. Второй способ, отнимает больше времени: крючок надо ввести в третью воздушную петлю арочки из пяти воздушных петель.
* арочка из пяти воздушных петель;
* три столбика с одним накидом, каждый столбик в основание столбика с накидом предыдущего ряда;
* пять воздушных петель;
* восемь столбиков без накида, вяжутся аналогично столбикам предыдущего ряда: пропускаем первый столбик, и начинаем вязать над вторым;
* пять воздушных петель.

Раппот закончен. Завершение ряда:

•пять воздушных петель;
•четыре столбика без накида.

В конце ряда вновь вяжем одну воздушную петлю подъёма. Переходим к следующему, пятому ряду. Таким образом продолжаем вязать по схеме, убавляя столбики без накида в каждом ряду, и прибавляя количество арочек.
При вязании десятого ряда узор меняется. В рядах чередуются чешуйки, состоящие из шести столбиков с накидом и двумя воздушными петлями посреди чешуйки, и цепочек из воздушных петель. Особенность вязания чешуйки состоит в том, что крючок вводится под арочку воздушных петель.

                             

1 комментарий:

Ирина Вашкевич комментирует...

Доброго времени суток,Елена!Как здорово найти в интернете человека с общими интересами. Я тоже люблю рукодельничать. С удовольствием буду к Вам заходить в гости. Надеюсь увидеть Ваши рукодельные шедевры. Здоровья, удачи и процветания Вам!